Продвижение в соцсетях / Как привлечь клиентов оценщику

Практика выбора: как привлечь надежного партнера в области оценки собственности?

Оглавление журнала

    За последнее время аналитические данные по рынку оценки показывают увеличение спроса на услуги консультантов. Многие постоянные заказчики оценочных услуг уже знают, как эффективно организовать процесс привлечения и выбора оценщика. Анализируя и обобщая их опыт, НЭО Центр с позиции ведущего игрока рынка оценки приводит основные правила.

Рынок оценочных услуг

Рынок оценочных услуг в России динамично развивается несколько последних лет, причем наметился целый ряд положительных тенденций. Прежде всего это увеличение объемов рынка, сегментация и расширение сфер применения оценки.

Совокупный объем выручки 50 крупнейших оценочных компаний России, согласно данным Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, по итогам 2003 г. составил около 1,3 млрд руб.; в 2002 г. аналогичный показатель составлял около 0,9 млрд руб. а в 2001 г. - всего 0,5 млрд руб. При этом наибольшую долю выручки компаниям принесли оценка бизнеса и оценка недвижимости; все более востребованной становится оценка нематериальных активов.

Основные случаи привлечения независимого консультанта

Существует множество ситуаций, в рамках которых предприятию может потребоваться проведение оценки, причем в ряде случаев необходимость этой процедуры регламентируется законодательством. Так, например, оценка собственности обязательна при определении стоимости объектов, принадлежащих государству, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление или в аренду, при использовании этих объектов в качестве предмета залога, при их продаже.

Также оценка может проводиться по соглашению сторон или по требованию одного из участников сделки: для целей купли/продажи, реструктуризации или ликвидации компаний, получения кредита под залог имущества или ценных бумаг, для целей страхования имущества, налогообложения, составления бизнес-плана компании. К примеру, на момент подготовки статьи аккредитованные оценочные компании по заказу ОАО РАО "ЕЭС России" проводят оценку объектов и активов, принадлежащих монополисту, в целях реструктуризации энергетической отрасли, которую предполагается разделить на объекты генерации, передачи и сбыта.

В последнее время возрастает спрос на оценку предметов залога с целью кредитования, так как многим предприятиям для развития и поддержания конкурентных преимуществ недостаточно собственных средств, получаемых от текущей деятельности. Также становится популярной услуга определения справедливой (рыночной) стоимости активов в целях отражения по международным стандартам финансовой отчетности.

Отдельного внимания заслуживают оценка в рамках сделок M&A и изучение влияния синергического эффекта1 на стоимость компании.

Наиболее интересная и активно развивающаяся сейчас услуга связана с использованием оценки собственности для принятия управленческих решений, определения тенденций развития компании, повышения эффективности управления. Так, оценка может быть использована в случае, если менеджмент компании хочет оптимизировать ее стоимость за счет выделения непрофильных активов или низкорентабельных подразделений в отдельные структуры, а также провести контрольный анализ эффективности преобразований.

Таким образом, происходит определенный сдвиг в целях оценки от использования данного вида услуг как инструмента передела собственности, характерного для 1990-х гг. до понимания его как инструмента оптимизации стоимости компании.

Главное, что должен четко определить для себя менеджмент предприятия перед тем, как приглашать консультанта, - цели оценки, которые влияют на решение оценщика о том, какой вид стоимости рассчитывать (рыночную, ликвидационную и пр.). Зачастую неправильно сформулированная цель оценки влечет за собой неадекватный выбор применяемых подходов и методов, а следовательно, полученный в рамках оценки результат не будет соответствовать поставленной заказчиком задаче.

Для получения в банке кредита под залог имущества российское промышленное предприятие оценило акции дочерней компании. В рамках проведенной оценки была определена только рыночная стоимость. В силу отсутствия рассчитанной ликвидационной стоимости кредитным отделом банка было принято решение не проводить дополнительную оценку и выдать кредит в сумме 0,7% от рыночной стоимости акций, так как средства были срочно необходимы предприятию, а банк не хотел терять клиента. В результате, когда компания не смогла выполнить свои обязательства по договору кредита и залоговое имущество было выставлено на продажу, банк реализовал заложенные акции. Но по итогам сделки получил сумму значительно ниже, чем рассчитанная кредитным комитетом ликвидационная стоимость, в силу того что срок экспозиции оцениваемых акций оказался более длительным, нежели предполагалось, а потому коэффициент снижения ликвидационной стоимости был ниже, нежели 0,7 от оцененной рыночной стоимости акций.

Также клиенту следует решить, каким образом привлекать оценщика. Это может быть организация тендера (рекомендуется при масштабных проектах или долгосрочном сотрудничестве) или прямой поиск консультанта.

Наиболее качественный способ выбора оценщика для крупных компаний - проведение конкурса или тендера на аккредитацию, где к оценщикам выдвигаются общие требования на соблюдение законодательства, а также дополнительные критерии. Наиболее часто встречающиеся из них - наличие определенного количества выполненных проектов, страхование ответственности на определенную сумму, отсутствие санкций за нарушение лицензионных требований. Встречаются и более жесткие требования, например показатель фондовооруженности компании на одного оценщика (для расчета показателя принимается остаточная стоимость основных средств), наличие у оценщиков, состоящих в штате организации, международного опыта, научных степеней и званий.

Обычно сроки проведения тендера составляют диапазон от двух недель до двух месяцев - это зависит от количества этапов конкурса. К примеру, ряд банков включает в процедуру отбора сдачу экзаменов, обсуждение бизнес-кейсов, анализ отчетов по оценке. Если конкурс не осложнен дополнительными ступенями, считается, что первых двух недель конкурсантам будет достаточно для сбора всех необходимых документов. Вторые две недели идут на их рассмотрение, после чего объявляются аккредитованные компании. Их может быть несколько. К примеру, у ОАО "РЖД" их порядка сорока, у ЗАО "Райффайзенбанк Австрия" по ипотечным программам аккредитованы три оценщика.

Для реализации масштабных проектов предприятия часто работают с консорциумами, которые состоят из самостоятельных независимых оценочных компаний.

Пригласить оценочные компании к участию в тендере можно двумя путями: во-первых, объявить об открытом конкурсе на ведущих Интернет-порталах, посвященных оценочной деятельности (к примеру, на web-сайте Российского общества оценщиков www.mrsa.ru или Виртуального клуба оценщиков www.appraiser.ru), а во-вторых, если заказчик уже имеет представление об игроках рынка оценки, - направить узкому кругу консалтинговых компаний личное предложение принять участие в конкурсе.

Стоит упомянуть еще об одной особенности. Некоторые крупные компании-заказчики взимают плату с конкурсантов за участие в тендере. Это можно объяснить по-разному. Во-первых, при проведении открытого конкурса организатор сразу отсекает "ленивых" оценщиков. Во-вторых, если заявок на участие больше 100, то их рассмотрение и обработка могут оказаться очень трудоемким процессом, за который конкурсная комиссия берет вознаграждение.

Критерии выбора оценщика

Желательно, чтобы в конкурсной комиссии, проводящей отбор оценщика, состояли дипломированные специалисты в области оценки, которые смогли бы проверить корректность применяемых методов и подходов, а также расчеты кандидата. Но есть и другие факторы.

Один из важных критериев отбора оценщика - успешный опыт оценки крупных проектов, особенно в отрасли, интересующей заказчика. Квалифицированные оценочные компании, как правило, имеют в своем активе определенные наработки в области оценки, позволяющие более быстро и точно провести оценку сложных проектов. В качестве доказательства наличия такого опыта, к примеру, НЭО Центр предоставляет своим клиентам обезличенные отчеты выполненных проектов, при необходимости разъясняя заказчику методику проведения оценки.

Также оценочные компании могут являться действующими членами саморегулируемых организаций, участвовать в различных конференциях, посвященных проблемам оценочной деятельности, проводить обучение своих специалистов для поддержания высокого уровня профессионализма.

Заказчику нелишне уточнить у оценочной компании, на какие источники и программные продукты будут опираться специалисты при проведении оценки, являются ли они общепризнанными и можно ли им доверять. Наиболее известные и широко используемые зарубежные источники - Bloomberg, Mergerstat Review, Ibbotson Associates, Economist Intelligence Unit и др.; российские - Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ), Госкомстат, Банк России, аналитические отчеты ведущих инвестиционных компаний и деловых изданий.

Отдельным показателем уровня оценщика служит его участие в рейтингах и рэнкингах, причем постоянное, так как при их составлении требуется раскрытие определенной финансовой документации, что, с одной стороны, свидетельствует об открытости компании, а с другой - наглядно показывает успешность ее деятельности в области оценки и динамику развития за несколько лет. В настоящее время существует три рейтинга российских оценочных компаний, проводящихся на постоянной основе, представленных РА "Эксперт", журналом "Деньги" совместно с Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом и РА "Юниправекс".

Немаловажное значение при выборе оценочной компании приобретает стоимость услуг. Не всегда высокая цена говорит о качестве произведенной оценки, но повышение квалификации оценщика, использование платных источников информации, современных технологий и другие факторы удорожают проведение оценки.

Проблема выбора квалифицированного оценщика сегодня остается актуальной для потенциальных пользователей данного вида услуг, даже несмотря на то, что оценка - лицензируемый вид деятельности. И, скорее всего, ее актуальность сохранится на ближайшую перспективу, так как требования для получения лицензии выполнить достаточно просто.

Так, в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в РФ" № 135-ФЗ от 29 июля 1998 г. и с Положением о лицензировании оценочной деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ № 395 от 7 июня 2002 г. к субъекту, осуществляющему оценочную деятельность, выдвигается ряд основных требований:

  • соблюдение законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности;
  • государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица;
  • наличие документа об образовании, подтверждающего получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности (диплом о высшем образовании, диплом о профессиональной переподготовке) у предпринимателя или штатного сотрудника юридического лица;
  • повышение не реже раза в три года квалификации в области оценочной деятельности работника юридического лица и индивидуального предпринимателя;
  • страхование гражданской ответственности лицензиата путем заключения договора страхования по конкретному виду оценочной деятельности либо по конкретному договору об оценке объекта оценки;
  • предоставление по запросу лицензирующего органа документов и информации, необходимых для осуществления контроля за соблюдением лицензионных требований и условий.
При соблюдении данных требований любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель сможет стать полноправным участником рынка предоставления оценочных услуг. Возможно, поэтому в России представлено около 9 тыс. оценочных компаний и ПБОЮЛ. Среди них основной массив - это компании со средним и низким качеством услуг.

Тем не менее наличие лицензии еще не является залогом квалификации оценщика. Помимо вышеперечисленных критериев менеджмент всех предприятий интуитивно интересуется репутацией консультанта, которая легче всего проверяется мониторингом прессы, наличием рекомендательных писем. Также об уровне квалификации говорит наличие значительного числа постоянных клиентов, что свидетельствует об удовлетворенности предоставляемыми услугами. Залогом качества выполняемых проектов может служить и наличие у оценщика аккредитаций государственных органов или крупных компаний (например, РАО "ЕЭС России", РЖД, Газпром, ЛУКОЙЛ). В последнее время широкое распространение получила аккредитация оценочных компаний при банках для выполнения проектов по оценке залогового имущества.

Поскольку пользоваться результатом оценки придется в первую очередь самому заказчику, вопрос выбора оценщика не должен решаться в спешке. Уделите этому максимум внимания!

1 Синергия - содружественное действие (совместное действие) двух или нескольких агентов в одном и том же направлении (Словарь иностранных слов / Под ред. Ф. Н. Петрова.- М.: ОГИЗ РСФСР, 1937). В экономической литературе под синергическим эффектом чаще понимают именно положительный эффект при взаимодействии двух структур.

Как скрыть рекламу в инстаграме
Как создать рекламу в сторис инстаграм через телефон айфон
Подключение эквайринга для интернет магазина реклама
Реклама на видеоэкранах ставрополь
Сколько стоит реклама яндекс директ в месяц